Вампиры, упыри, вурдалаки…
У разных народов свои представления о различиях вампиров, вурдалаков и упырей. На первый взгляд, нет никакой заметной разницы между этими представителями кровососов, но это не так. Цель данной заметки: попытка классификации носферату по внешним параметрам и умениям. Вурдалаки – живые мертвецы, умершие насильственной смертью от укуса другого вурдалака. Как правило, обладают удивительной способностью высасывать кровь жертвы на расстоянии, даже не прикасаясь к человеку и подчинять его своей воле. Вурдалаки встречаются значительно реже вампиров в привычном нам смысле. Упыри – вампиры, пьющие кровь только своих близких и людей, с которыми были знакомы при жизни. Известны случаи, когда в старину целые деревни в Румынии превращались в упырей. В отличие от вампиров упыри имеют крайне неприятную внешность разлагающихся трупов без глаз и обманывают жертву, вызывая иллюзии и галлюцинации (например, девушки – упыри могут показаться даже прекраснее, чем при жизни). Среди упырей нередко встречаются создания, сохранившие в себе человечность: они не могут и не хотят убивать людей, особенно если эти люди были им дороги. Судьба этих несчастных упырей обычно заканчивается плачевно: их растерзают другие “не-мертвые”. Вампиры являются высшей расой “кровососущих созданий”. Их оболочка может быть либо подобной туману, либо материализовываться, принимая человеческую форму, причем одежда также “воссоздается из воздуха”. У вампиров отлично развита телепатия, благодаря которой они общаются друг с другом (именно этим обусловлен тот факт, что даже самые современные вампиры полностью игнорируют мобильные телефоны и другие средства коммуникации). Уничтожить вампира физически почти невозможно. Единственное средство – убить его морально, силой веры и духа (теория “Хелльсинг”). Поскольку вампиры наиболее человечные представители рода носферату, с ними можно договориться, но лучше не хитрить с теми , кто видит ваши мысли как на ладони. Вампиры эволюционировали из поколения в поколение: они идут в ногу с прогрессом и новейшими технологиями, наслаждаясь каждой новой эпохой. Но вечное бессмертие угнетает их, потому что лишает ценности саму ‘не-жизнь”.
Происхождение
Этимология слова «вампир» - темная. Исследователи сходятся на том, что слова́ вампир и упырь — общего происхождения, но уже с праформой налицо неясности (ǫpirъ ǫpyrъ ǫpěrь). Начальный носовой звук, как считается, в большинстве славянских языков дал [u] (откуда русск. упырь, укр. упир, белор. упiр, чешск. upír; из вост.-слав. языков — ст.-польск. upir и совр. польск. upiór), а в некоторых сохранился, получив дополнительно протетическое [в] (ст.-болг. вѫмпырь, позже вѫпиръ, въпиръ, ст.-польск. wąpierz). Из южнославянских языков через венг. vámpír слово заимствовано в западноевропейские (нем. Vampir[3], фр. vampire, англ. vampire), а из них (по другой версии — из южнославянских) заимствованы современные западно- и восточнославянские формы: русск. вампир, польск. Wampir.
Исходное значение слова также неясно: одни связывают со словом нетопырь (кровососущие летучие мыши), другие — с корнем слов пари́ть, перо (ср. со ст.-польск. wąpiory «пернатый»). Существует (обычно отвергаемая) версия о связи с тюркскими языками (татарск. убырь «ведьма»). Еще более сомнительные версии толкуют начальное ǫ- как отрицательную частицу, доводя смысл слова до «не имеющий перьев» или «несожженный». Рассказы о мертвецах, проливающих кровь найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние.[6] Вампироподобные духи, называемые Лилу (Lilu), упомянуты в ранней вавилонийской демонологии, и кровососущие акшары в даже более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорожденный младенцев и беременных женщин. Одна из этих демонов по имени Лилиту (Lilitu) позже была заимствована иудейской демонологией как Лилит.
Иностранные вампиры
В Индии рассказы о ветале, вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были найдены в старом Санскритском фольклоре. Известная история рассказывает о Короле Викрамадитья (Vikramāditya) и его ночных поисках с целью поймать неуловимую веталу. Истории о ветале были собраны в книге Баитал Пачиси (Baital Pachisi). Ветала — это нежить, которая так же как и летучая мышь ассоциируется с современными вампирами, ассоциировалась с висящими вниз головой на деревьях, растущих на землях, где кремируют покойников, и кладбищах.
Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью.
Древняя египетская богиня Сехмет в одном из мифов стала полна жаждой крови после убийства людей и насыщалась только после того, как выпивала спиртной напиток цвета крови.
В «Одиссее» Гомера тени, которые Одиссей встречает в своем путешествии в подземный мир, приманиваются кровью принесенных в жертву баранов. Этот факт Одиссей использовал для своей выгоды призвав тень Тиресия.
В Риме призраков-кровососов называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix), ночная птица, которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров — стригой — образовано от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы об этих существах показывают в основном славянское влияние.
Как пример существования и известности похожих легенд в поздние времена, можно отметить что в XII веке английские историки и летописцы Вальтер Мап и Вильям Ньюбургский записали несколько историй, которые имеют спорное сходство с восточно-европейскими вампирами.
История
Миф о вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, где вампирами были существа, убивающие людей выпивая их кровь, либо душа их. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить деревянный кол в его сердце или сжечь труп (конечно же мы знаем, что эти сказки распространили в народе сами вампиры, дабы обезопасить себя). До XIX века вампиры в Европе описывались как ужасные монстры из могилы. Вампирами обычно становились самоубийцы, преступники или злые колдуны, хотя в некоторых случаях ставшее вампиром «порождение греха» могло передать свой вампиризм на невинных жертв. Однако иногда вампиром могла стать и жертва жестокой, несвоевременной или насильственной смерти. Большинство румынских верований в вампиров (за исключением стригоев) и европейские истории о вампирах имеют славянское происхождение.
/ По материалам Википедии, литературным произведениям А.К. Толстого, Б. Стокера и личным наблюденям / Автор:
|